Комментарии отключены

Теософия как духовный путь познания

ThongThienHoc1Термин «Теософия» происходит от греческого «Theosophia», которое состоит из двух слов: theos («бог», «боги», или божественный») и sophia («мудрость»). Следовательно, термин Теософия можно перевести как «мудрость богов» или» божественная мудрость».
Слово «Теософия» впервые было использовано в письменном виде в промежутке от 3-го до 6-го века нашей эры Александрийскими Неоплатоническими философами. Они использовали этот термин для обозначения эмпирических знаний, которые пришли через духовный, а не мыслительный способ. Со временем несколько мистических и духовных движений на западе (главным образом существующих на христианской основе) приняли слово «Теософия» в своих учениях. Среди них мы можем найти Мейстера Экхарта в 14-м веке, Якоба Бёме в 17-м веке, Эмануэля Сведенборга в 18-м веке и других. В последнем квартале 19-го века мадам Блаватской, полковником Олкоттом и группой единомышленников было основано теософское общество, таким образом, возвратив термин снова в свет. Они утверждали, что работа Теософского общества была продолжением предыдущих теософов, особенно греческих и александрийских философов.
В современном Теософском движении слово «Теософия» используется в несколько различных значениях:

  • Для обозначения совокупности учений, которые были даны через мадам Блаватскую и других теософских писателей. Эту совокупность знаний часто называют «современной Теософией» (с заглавной буквы «Т»)
  • Оно так же используется для обозначения универсальной мудрости, лежащей в основе всех религий, которая может быть найдена в их ядре, когда они лишены наслоений, искажений, суеверий. Иногда упоминается как «древняя» или «вечная» теософия.
  • Теософия относится к Божественной мудрости, т.е. состоянию сознания, в котором мудрец или мистик выходит за пределы разума и получает прямое, сверх концептуальное восприятие Истины. Это основное значение Теософии.

Постулаты современной Теософии предполагают, что область существования охватывает больше, чем эта материя и мимолётная реальность, которую мы воспринимаем через наши органы чувств. Фактически, отсутствие знаний о более высоких аспектах действительности заставляет нас смотреть на вещи с неправильной точки зрения, которая является первопричиной страданий. Мы можем получить знания Реального, как во Вселенной, так и в человеческих существах, с помощью целостной духовной практики, которая включает исследования, медитации и служение.
Ниже приведены некоторые из основных идей, которые Теософская литература предлагает для рассмотрения.

  • Позади всего видимого и невидимого есть вечная, безграничная, и неизменная абсолютная Реальность, которая находится за пределами человеческого мышления. Материя и сознание (или дух) являются двумя полярными аспектами этой Реальности.
  • Теософия постулирует циклическую вселенную. Вселенная проявляется, развивается, и растворяется обратно в абсолютной Реальности. После периода космического отдыха, новая вселенная появляется снова.
  • Поскольку всё исходит из (или проявляется в пределах) этой единственной Реальности, существует только одна общая жизнь, которая пронизывает и поддерживает всю вселенную. Каждая форма жизни является выражением этого единства.
  • Видимая вселенная – это только самая плотная часть; целая вселенная содержит так же невидимые измерения или грани чрезвычайно тонких видов материи-энергии, проникающих в физическое.
  • Теософия постулирует вселенную цели. Вся система, видимая и невидимая, является сценой замечательной схемы эволюции, в которой жизнь движется к более выразительным формам, более отзывчивому и более единому сознанию.
  • Нет никаких механических законов. Вселенная пронизана не-антропоморфным интеллектом, который является постоянным и трансцендентным. Таким образом, интеллект базируется на законах природы. В то же время, никакие сверхъестественные чудеса невозможны. Как сказала Е.П. Блаватская, «Божество есть закон».
  • Сознание человека, в сущности, идентично с конечной Реальностью, которую Ральф Уолдо назвал «сверхдушой». Эта высшая Реальность, будучи корнем нашего Я, разделена каждым из наших индивидуальных существ, таким образом, объединяя нас друг с другом.
  • Постепенное разворачивание этой скрытой божественной Реальности внутри нас происходит в течение длительного периода времени в процессе реинкарнации, которая является аспектом циклического закона, наблюдаемого повсюду в природе.
  • Циклом перевоплощения управляет закон причины и следствия. Как говорил Святой Павел – всё, что мы сеем, мы будем неизбежно пожинать. Это закон кармы, с помощью которого мы ткали свою судьбу на протяжении веков. Это великая надежда для человечества, ибо она даёт нам возможность создавать наше будущее тем, что мы делаем в настоящее время.
  • Человеческое странствие берет начало из Источника, где мы – бессознательная часть Единого, проходит через опыт многих, чтобы, наконец, вернуться обратно в союз с Единой Божественной Реальностью, но уже с полной осознанностью. Наша цель состоит в том, чтобы таким образом закончить космический цикл проявления, через который мы достигаем полной сознательной реализации себя как неотъемлемой части Единого, более не поляризованной между сознанием и материей, или разделённой на одно и другое. Эта реализация и есть просвещение.

spiritual-pathВажно заметить, что интеллектуальное исследование и ежедневная практика теософии является лишь средством постижения реальной Теософии или внутреннего просвещения. Поскольку мы становимся более сознательными в этом, мы открываем дверь к озарению, которое исходит из части нас и является Божественным. Процесс становления более и более восприимчивым к этим теософским идеям и есть духовный путь.